6 ноября, на 77-м году ушел из жизни главный художник Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова, заслуженный деятель искусств РФ, народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, член Союза художников РФ, член Союза театральных деятелей РФ Александр Михайлович ПАТРАКОВ.
Талантливый
художник, один из лучших сценографов
страны, Александр Патраков работал
художником-постановщиком и главным
художником в театрах Челябинска,
Новокузнецка,
Куйбышева,
Ярославля,
Читы,
Ростова-на-Дону.
Тридцать
лет,
с 1994 года, он служил Казанскому
академическому русскому Большому
драматическому театру им. В.И. Качалова.
Жизнь Александра Патракова – это более 50 лет творчества, это 120 спектаклей по произведениям русской, мировой и современной драматургии, это почти десяток выставок, это сотни восторженных отзывов зрителей и высоких оценок авторитетнейших искусствоведов.
Работая всю творческую жизнь в тандеме с режиссером Александром Славутским, Александр Патраков выступал в его спектаклях полноправным соавтором постановки. Гармонично сочетая в своем творчестве традицию и новаторский поиск, его сценография несет в себе мысль, идею, вбирая индивидуальности режиссера и драматурга, в ней органично сочетаются живописность и конструктивность, метафоричность и узнаваемость бытовых деталей.
Александр Патраков не только выдающийся сценограф, но и мастер театрального костюма. Костюмы, созданные им для «Пиковой дамы», «Трехгрошовой оперы», «Плутней Скапена», изощренные по тонкой стилистике, фантастическому богатству используемых материалов, сами по себе являются произведениями искусства.
Оригинальный график-плакатист, Александр Патраков к каждому своему спектаклю создавал программки и афиши-плакаты, как бы завершающие всю художественную структуру спектакля и одновременно являющиеся вполне самостоятельными произведениями, которые отличаются своеобразием композиции и емкостью графического образа.
Александр Патраков ушел из
жизни, но остаются спектакли, в которых
продолжают жить его душа и его талант
: «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Скрипач
на крыше»
Д. Бока,
Д. Стайна,
«Дядюшкин
сон»
Ф.М. Достоевского,
«Вишневый
сад»
А.П. Чехова,
«Ревизор»
Н.В. Гоголя,
«Гамлет»
У. Шекспира,
«Васса»
М. Горького,
«Глумов»,
«Банкрот»
А.Н. Островского,
«Роковые
яйца»,
«Бег»
М.А. Булгакова,
«Плутни Скапена», «Дон
Жуан»
Ж.-Б. Мольера,
«Безумный
день, или Женитьба Фигаро»
П.-О. Бомарше,
«Горько!..»
М. Зощенко,
«Дракон»
Е.Шварца,
«Визит
дамы»
Ф. Дюрренматта,
«Бал
воров»
Ж. Ануя,
«Чужой
ребенок»
В. Шкваркина
и множество других, ставших уже частью
истории российского театрального
искусства.
Александр Патраков до последних дней продолжал активную профессиональную деятельность, умело сочетая непосредственно творчество с непростыми обязанностями главного художника театра, был образцом вдохновения, творческого долголетия, высокого трудолюбия и ответственности. Его отличали добросердечное отношение к людям, миролюбие и бесконечная преданность своему делу.
Когда в Казанском русском драматическом театре проходил семинар журналистов, пишущих о театре, Александр Михайлович присутствовал на каждом обсуждении. Скромный, молчаливый человек, он опускал глаза, когда говорили о его работе, а говорили все без исключения с восторгом, отмечая уникальное мастерство сценографа создавать пространство, в котором артисты чувствуют себя особенно вдохновенно. И мы запомним эти счастливые моменты навсегда…
Художник
жив, пока жива память о нем.
Светлая
память об Александре Михайловиче
Патракове навсегда сохранится в истории
Качаловского театра, в сердцах тех, кто
знал и любил его творчество.