РОССИЙСКИЙ ТЕАТР: ИНФОРМАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

СВЕЖИЙ НОМЕР

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Дорогие друзья!

Апрельский номер мы старались сделать как можно более разнообразным, чтобы не упустить и рассказать вам мнения наших авторов о фестивалях, юбилеях, людях театра, премьерах в разных городах страны.

Нас радует, что в этом номере оказалось больше, чем обычно, материалов, связанных с жизнью музыкального искусства России — в рубриках «В России» и «Мир музыки» вы, надеемся, найдете для себя много интересного, узнаете новые имена талантливых режиссеров и исполнителей.

И всегда, когда очередной номер уже перед вами, наши читатели, мы жалеем о том, что далеко не обо всем смогли рассказать, поделиться — так хочется особенно сегодня, когда желтая пресса на все лады обсуждает частную жизнь деятелей театра, вызывая порой отторжение от них широкой публики, говорить о верном служении этих замечательных людей делу всей жизни.

Конечно, не всё и не всегда получается так, как задумывалось создателями спектаклей. Но зрителям, любящим театр и верящим в его высокое назначение, необходимо научиться во всем находить хоть что-то, что взволновало, вызвало пусть и на короткие минуты искреннее сопереживание, заставило задуматься. И это поможет понять, какой труд стоит за каждым спектаклем. Труд многих людей, не представляющих своей жизни без этого…

Близится к концу театральный сезон. Конечно, летом предстоит еще много событий, радостных дат, знакомств и встреч со старыми друзьями. Лаборатории, мастер-классы, фестивали — это процессы, которые не прекращаются, пребывают в вечном движении и вызывают неослабевающий интерес у всех, кому дорого театральное искусство во всем своем разнообразии. И в приверженности традициям и в экспериментах, пробах, попытках создать нечто новое. Даже в ошибках.

Не раскрывая наших планов, скажем только, что следующий номер будет полностью посвящен юбилею Великой Победы.

Всего вам самого доброго, дорогие авторы и читатели!

Ваша Наталья Старосельская

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Из жизни СТД РФ

В России

Фестивали

Премьеры Москвы

Премьеры Санкт-Петербурга

Лица

Взгляд

Лаборатория

Портрет театра

Мир музыки

Мир кукол

Книжная полка

Вспоминая

Юбилей

Скорбная весть

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сегодня 100-летний юбилей народной артистки СССР Людмилы КАСАТКИНОЙ

В 1947 году, после окончания ГИТИСа, оказавшись в труппе Алексея Дмитриевича Попова в Центральном академическом театре Советской армии, прославленной многими звездами театра и кино, Людмила Касаткина жадно впитывала не только опыт репетиций, но и незыблемые законы театральной этики, партнерства разных по мастерству, опыту, характерам людей, соединённых общим трудом во имя создания спектакля.

Молодая актриса плотно вошла в репертуар театра, играя самые разные роли, среди которых мировая классика чередовалась с отечественной, с современными пьесами. Многие из них были связаны с Великой Отечественной войной и отечественной историей, что, по мнению руководителя театра, необходимо было знать и помнить зрительской аудитории, связанной с армией. А в 1962 году Касаткина сыграла главную роль разведчицы Нилы Снижко в спектакле «Барабанщица» А. Салынского в постановке А. Окунчикова. И хотя актриса была не первой исполнительницей этой роли, ей пришлось глубоко по-своему пережить то ощущение, которое Л. Н. Толстой в «Войне и мире» называл «скрытой теплотой патриотизма». Цельный характер героини, воспитанный в девочке-подростке немецкой воспитательницей, потребовал от неё существования на разрыв. Людмила Ивановна Касаткина прожила на сцене и экране множество разных женских судеб — в веках мировой и отечественной драматургии, в современности как советской, так и мировой, в мастерском озвучании мультипликационных фильмов своим голосом, владеющим самыми различными регистрами и интонациями.

И сегодня, спустя годы после её ухода, творчество Касаткиной остаётся примером того, как истинный профессионализм, соединённый с душевной щедростью и любовью к своему делу, способен создавать произведения искусства, которые не теряют своей актуальности и продолжают трогать сердца новых поколений зрителей.

Не стало народной артистки РФ Ольги Александровны ШИРОКОВОЙ

Неожиданно для многочисленных друзей, коллег, поклонников замечательной актрисы она ушла из жизни 12 мая. На протяжении 27 лет после окончания ГИТИСа Ольга Александровна работала в МХАТе им. М. Горького, а позже перешла в Театральный центр «Вишневый сад», задуманный и осуществленный ее мужем, известным режиссером Александром Вилькиным, став его признанной звездой.

Зрители старшего поколения помнят эту хрупкую актрису во времена работы во МХАТе, где она виртуозно играла мальчишек и девчонок, юных девушек, а в «Вишневом саде» ее поистине уникальный талант расцвел в полной мере, подобно вишневым деревьям в старинном саду. Ольга Широкова сыграла множество главных женских ролей мирового репертуара, — в ее актерской копилке были пьесы А.Н. Островского и А.П. Чехова, Маррелла и Уильямса, Мольера и Арбузова, Мрожека и еще многих замечательных драматургов. И никогда не было ни малейших повторов в судьбах даже схожих между собой героинь, потому что Ольга Широкова обладала щедрым даром в каждой женщине находить свою «изюминку» и строить характер именно на этом.

В репертуаре актрисы был потрясавший до глубины души каждого, кто видел, спектакль «Как быстро кончается жизнь», в котором раскрывалась не только судьба и творчество Ольги Берггольц, но судьба эпохи, выпавшей на долю Поэта и Гражданина. А еще — боль памяти о том поколении, к которому она принадлежала. Сколько бы времени не прошло, а невозможно забыть скупые жесты, глубокий, взволнованный голос актрисы, ее огромные глаза, в которых стояли слезы...

Боль от горького известия о кончине Ольги Александровны еще долго будет ныть, напоминая о том, что наш журнал потерял дорогого друга, внимательного читателя и яркую, улыбчивую, умеющую разделять радости и беды женщину. Уникальную актрису.

Наши искренние глубокие соболезнования Александру Михайловичу Вилькину и всему коллективу Театрального центра «Вишневый сад».

Вчера на 75-м году жизни скоропостижно скончался Николай Анатольевич ГОРОХОВ, народный артист РФ, ведущий мастер Владимирского академического драматического театра.

После окончания Школы-студии МХАТ с 1978 года он служил сцене этого театра, заслуженно получив от зрителей и коллег высокое звание легенды Владимирской сцены.

Николай Горохов создавал множество самых разнообразных образов отечественной и зарубежной классики, современной драматургической литературы. И в каждую роль вкладывал частицу своей щедрой души и неукротимый темперамент.

На протяжении долгого времени Николай Анатольевич являлся бессменным председателем Владимирского отделения СТД РФ, председателем Попечительского Совета фонда «Владимирская Русь». Преданный до глубины души своему краю, он много сделал для процветания Владимирской области, вкладывая душу и силу в каждое свое дело.

Обладатель высших театральных наград, включая «Золотую Маску» и премию Правительства РФ имени Федора Волкова, Николай Горохов много энергии отдавал ученикам сначала созданной им вместе с супругой, Надеждой Ивановной Гороховой — ушедшей из жизни почти четыре года назад, — студии при театре, а затем студентам Владимирского государственного университета. Надежда Ивановна была выдающимся педагогом и опорой во всем своему супругу. По методикам преподавания сценической речи, разработанным Надеждой Ивановной, работают и сегодня многие вузы страны, а сама она была приглашена к преподавательской деятельности в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Сегодня первые выпускники студии при театре стали признанными мастерами труппы, а один из них, Владимир Кузнецов — известным в стране режиссёром. Их выпускным спектаклем была незабываемая до сих пор «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Десятилетия прошли, и почти все они — костяк труппы Владимирского театра, высоко оцененные на многочисленных фестивалях.

Николай Анатольевич с первых номеров нашего журнала поддерживал его. Он был нам настоящим другом, скорбь по которому и светлая память останутся у нас навсегда.

Вчера, 4 мая, ушла из жизни народная артистка РФ Алефтина Николаевна ЕВДОКИМОВА.

За годы работы в Малом театре Алефтина Николаевна создала более 60 образов. Её умение глубоко проникать в сущность характеров, удивительная «тёплая» красота, яркий темперамент и большой драматический талант позволили ей воплотить множество интересных и сложных персонажей классического репертуара.

Актриса не стремилась эксплуатировать свою яркую индивидуальность и никогда не повторялась в ролях. Она тщательно выстраивала образы, ориентируясь на их психологическую тональность, стремилась в каждом образе найти своё обаяние и неповторимые черты, оставаясь при этом разной. Это позволило ей сыграть такие непохожие роли, как Наташа в «Униженных и оскорблённых» по Ф. М. Достоевскому, Лаура в «Отце» А. Стриндберга, Джулия в «Заговоре Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, Александра Фёдоровна в «И аз воздам» С. Кузнецова и многие-многие другие.

Одним из направлений творчества Алефтины Евдокимовой стало воплощение образов матерей в различных постановках Малого театра. В этих ролях актриса имела возможность проявить свою склонность к эксцентричным и ярким характерам.

Лирический талант Алефтины Николаевны особенно ярко проявлялся в характерных ролях. Её Балабаница — весёлая, разбитная сельчанка из пьесы «Золотое руно» А. Гуляшки — была полна жизненной энергии. За воплощение этого образа Евдокимова была награждена дипломом за лучшую женскую роль на декаде болгарского искусства в Москве.

Редакция журнала «Страстной бульвар, 10» выражает свои самые искренние соболезнования близким, коллегам и поклонникам актрисы.

Сегодня, 25 апреля, особую дату отмечает Елена КОНДОЯНИДИ — художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.

Театральный мир очень тесен, и в российских регионах ее имя хорошо знакомо многим. Каждый, кто когда-то общался с Еленой Федоровной, знает ее профессионализм, принципиальность, твердость характера, а главное — невероятную любовь к своему коллективу, которому она служит вот уже более сорока лет.

...Она пришла в Русский драматический театр в 1984 году. Ей тогда казалось, что совсем ненадолго — на год, другой... Но видно у театральных богов были свои планы. Здесь Елена Федоровна начала свою деятельность в качестве звукорежиссера. Но ее неординарные организаторские способности, абсолютная вовлеченность в общее дело и харизма очень скоро позволили ей занять должность заведующей труппой. И нужно сказать, что несмотря на расширение круга обязанностей и возрастающую буквально в геометрической прогрессии ответственность, Елена Федоровна до сих пор несет на себе бремя забот, связанных с прекрасным, талантливым, но стихийно-непредсказуемым актерским цехом, представители которого, как дети, нуждаются то во внимании и опеке, то в строгости и дисциплине. Она хорошо знает и понимает актеров, их характеры, проблемы, радости и горести: расписание репетиций выстраивает так, чтобы лишней минуты у каждого не было потеряно зря, репертуарную афишу составляет с учетом всех творческих задач, заботится, чтобы на гастролях всем было комфортно. Вы скажете, что это обычное дело? Пожалуй, но из таких мелочей и деталей и складывается в театре творческая атмосфера и теплые человеческие взаимоотношения.

Безусловно, главную роль в профессиональном становлении Елены Кондояниди сыграл незабвенный художественный руководитель театра Михаил Исакович Рабинович, много лет возглавлявший коллектив. Его пример — отношение к Театру как Храму и Дому, безупречный вкус и чувство юмора, режиссерский дар, творческое чутье и точное понимание, о чем говорить со зрителем, — все это было для Елены Федоровны сформировавшими ее неизменными величинами. В конце 90-х она стала правой рукой худрука: неустанно отсматривала сотни спектаклей в поисках новых режиссерских имен, вела переговоры с постановочными командами, бесконечно читала пьесы, следила за качеством идущих сп...

Сегодня Московскому драматическому театру имени Н.В.Гоголя исполнилось 100 лет.

За свой долгий и нередко тернистый путь он сумел преодолеть многое – от Передвижного театра, Театра транспорта путь лежал и через Великую Отечественную войну, и через школу «шефов», замечательных мхатовских артистов, чьи имена вписаны в летопись отечественного театра и помнятся до сей поры. За 100-летнюю историю театра художественное руководство осуществляли многие режиссеры: И.Судаков, В.Гольдфельд, П. Васильев, А.Дунаев, Б.Голубовский, одни из которых привносили новые черты в искусство театра, другие хранили и продолжали его традиции.

На памяти нескольких поколений – спектакли Бориса Гавриловича Голубовского, возглавлявшего коллектив с 1965 до 1987-го. Его спектакли привлекали зрителей пристальностью взгляда в прошлое и настоящее, а более того – романтическое ощущение жизни. После него главным режиссером стал ученик А.А.Гончарова Сергей Иванович Яшин, унаследовавший у своего Мастера не только яркость формы, но и неистребимую боль человека по несостоявшемуся будущему. Как мало кто из режиссеров, он ощущал нервные токи современности и пронзительную внутреннюю связь американских драматургов с чеховскими традициями.

В 2012 году Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя преобразован в «Гоголь-центр». Острые споры и лекции на самые актуальные темы в дискуссионном клубе, мировые премьеры фильмов в «Гоголь-кино», редкие записи великих спектаклей XX— XXI веков в общедоступной медиатеке, большие музыкальные концерты и, конечно же, спектакли самых ярких российских и европейских режиссеров на нескольких площадках театра стало отличительной чертой существования нового театрального пространства.

Сегодня Театр им.Н.В.Гоголя существует словно в ином измерении, которое подарил ему режиссер Антон Юрьевич Яковлев. Мысль и чувство в своем слиянии оживают для зрителей в спектаклях, поставленных им самим и привлеченными молодыми режиссерами. И это вселяет надежду на будущее.

Мы от души поздравляем театр с юбилеем, любим, верим, ждем новых свершений!


Фото М. Денисова mos.ru

Сегодня 85-летний юбилей отмечает великий русский артист балета, хореограф, режиссёр, художник, педагог Владимир Викторович ВАСИЛЬЕВ.

Ольга Цой: "Писать о юбилее известного всему миру человека – дело неблагодарное. Прежде всего потому, что ничего нового о нем сказать невозможно, а повторять то, что уже было сказано или написано – бессмысленно. Это как ломать голову над подарком имениннику, у которого все есть, а в результате преподнести простой букет цветов. Хочется элементарно ограничиться поздравлениями и произнести: «С Днем рождения, Владимир Викторович! Многая и благая лета!» Ужасно, когда герой в представлении не нуждается. Легенду советского балета, звезду мужского классического танца Владимира Васильева знают все. И наши и «не наши». Его знают даже те, кто о балете не знает ничего. Потому что когда говорят о балете – о великом и качественном балете – вспоминают советские спектакли и советских артистов: Уланову, Васильева, Максимову, Плисецкую, Лиепу, Лавровского, Бессмертнову, Стручкову (продолжать перечисление можно долго). Все они – гениальные. Все они – эпоха. Они все – эталон. И никто не перепрыгнет их, и никто не перетанцует, хотя и техника шагнула семимильными шагами вперед, и «физика» поменялась, наверное, в лучшую сторону, и талантливые ребята и девочки не перестали рождаться"...

Мы от всей души поздравляем Владимира Викторовича с юбилеем и желаем ему здоровья и вдохновения на новые творческие свершения!

Сегодня, 17 апреля, у известного артиста театра и кинематографа, заслуженного артиста РФ, лауреата премии Москвы в области литературы и искусства, главного режиссера Московского драматического театра «Человек» Владимира СКВОРЦОВА замечательная юбилейная дата — 55 лет.

Это — цифры круглого отличника его разнообразной деятельности. И это не преувеличение, потому что и на экране, и на сцене, в режиссуре, в дубляже, в работе на радио Владимир Скворцов проявляет незаурядное мастерство, запоминаясь многочисленным зрителям и слушателям.

Перечислить все его театральные работы в коротком поздравлении юбиляра невозможно: он был замечен и отмечен после окончания Школы-студии МХАТ на курсе Аллы Борисовны Покровской в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского, плодотворно сотрудничал с Центром драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина, где поистине блистательно сыграл Илью Ильича Обломова в спектакле «Обломов OFF» и Андрея Бабичева в «Заговоре чувств» Ю. Олеши, заставив заговорить о себе не только заядлых театралов, но и широкую публику. Свой дом Владимир Скворцов на долгие годы обрел в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина, в котором выходит на сцену до сей поры. Он и сегодня помнится в таких спектаклях, как «Тайна тетушки Мелкин», «Моя fair леди», «Люсьет Готье, или Стреляй сразу», «Смерть Тарелкина», «Шейлок», «Буря», «Драма на охоте», «Орфей», «Борис Годунов», «Ревизор. Версия»... И каждая работа отличалась особыми чертами мастерства артиста.

Ставил немало спектаклей Владимир Скворцов и в Норильском Заполярном театре имени Вл. Маяковского, и в других российских театрах, которые публика неизменно принимала с большим интересом. А в 2018 году он возглавил Московский драматический театр «Человек», приняв эстафету от его создательницы, замечательного режиссера Людмилы Рошкован. Так же, как и Людмила Романовна, высоко ценя все нестандартное, Владимир Скворцов поставил целью увлечь зрителей разных возрастов неожиданными интерпретациями знакомых произведений, новыми, непривычными жанрами и формами, заставляя мысль и чувство включаться в происходящее необычно, словно впервые. В одном из интервью Скворцов говорил: «”Человек” всегда отличался самобытностью. Вы никогда не услышите и не увидите в «Человеке» то, что идет повсюд...

Сегодня, 15 апреля, Михаилу ЧУМАЧЕНКО, известному режиссеру, руководившему в разное время театрами городов не только нашей страны, но и Русским театром Эстонии, профессору кафедры режиссуры ГИТИСа, вице-президенту Российского центра Международной Ассоциации любительских театров (AITA/IATA), президенту ассоциации студенческих театров России, доценту кафедры театрального менеджмента «Театральной школы Константина Райкина» исполнилось 65 лет.

Еще во время учебы в Читинском государственном педагогическом институте имени Н.Г. Чернышевского, будущий преподаватель физики увлекся театром и поставил немало спектаклей в студенческом коллективе «Круг». Соединение точной науки с творческим началом не могло не привести Михаила Чумаченко в ГИТИС — ведь режиссура тоже требует точности совершенно особого рода. Чумаченко попал на курс легендарной Марии Осиповны Кнебель, на котором преподавали ее ученики — Леонид Хейфец, Наталья Зверева, Олег Кудряшов. Эти педагоги и сами были замечательными режиссерами, исповедовавшими одну религию — неодолимую страсть к профессии, бережно передавая своим питомцам не только тайны мастерства, но и необходимые этические законы режиссуры, и ее неотменимые ни в какие времена ценности.

Отдавая много сил любительским театрам страны, Михаил Чумаченко предан этому делу сознательно. Еще на заре нашего века в одном из интервью режиссер признавался: «И если уж говорить о том, как связаны профессиональный и любительский театры, то нужно сказать, что нормальный режиссер — это человек, который поставил три-четыре спектакля и потом пошел учиться в театральный вуз. Совершенно точно: профессиональные режиссеры не возникают на базе обучения в театральном институте. Они рождаются в процессе работы с артистом, а профессиональное обучение дает им теоретическую базу, не более того. Это доказано всей историей театра».

Михаил Чумаченко руководил в разное время Русским театром в Эстонии, Театром «Колесо» им. Глеба Дроздова в Тольятти, ставил спектакли во многих городах и странах. Одни из них принимались зрителями и критиками безоговорочно, другие вызывали споры, порой недопонимание, но главным оставалось одно — во всем, что выбирал Михаил Чумаченко для разговора в определенное время, отчетливо звучали не только приметы дня нынешнего, но и традиция, заложенная его учителями: самым важным оставалась линия русского ...

Не стало Елены Михайловны ДОЛГИНОЙ, одного из ангелов-хранителей Российского академического молодежного театра.

Елена Долгина, ученица Марии Осиповны Кнебель, боготворила своего Учителя и благодарила за то, что именно Кнебель предложила ей стать заведующей литературной частью театра, куда Елена Михайловна приехала из Кирова в составе великолепной команды — Алексея Бородина, Станислава Бенедиктова, Владимира Урина. В Кировском ТЮЗе Елена Долгина поставила более двух десятков спектаклей, но в Москве открылся новый талант режиссера — находить и привлекать в театр драматургов, начинавших в 80-е годы Юрия Щекочихина, Александра Червинского, Михаила Бартенева.

И еще об одном из многочисленных дарований Елены Михайловны Долгиной нельзя не вспомнить: более тридцати лет она преподавала мастерство актера на курсе Алексея Владимировича Бородина в ГИТИСе, своей альма матер. Поставленные ею спектакли шли не только в Учебном театре, но входили и в репертуар. Те, что были поставлены в других театрах Москвы и страны, вызывали живой отклик зрителей и любовь и благодарность артистов, — они, до последних дней ее жизни, уже ставшие известными артистами, театра и кино, приходили к ней, звонили по телефону, не оставляли в болезни.

Сказать, что Елена Долгина любила театр — это ничего не сказать. Она была пронизана насквозь его атмосферой, повседневной жизнью, радостями и бедами, успехами и неудачами. Человек доброжелательный, светлый, оптимистичный от природы, она привлекла в театр несколько поколений начинающих критиков, заражая безграничной любовью к своему делу. И последние годы, когда она уже почти не бывала в родном театре из-за болезни, Елена Михайловна была полностью погружена в его жизнь: не теряла связи с теми, кто служит РАМТу, но и не утратила интереса к существованию других театров, расспрашивала своих многочисленных друзей, пристально следила за телевизионными новостями культуры.

Продолжала жить Театром...

Очень многим людям разных поколений будет остро не хватать ее юмора, опыта, душевной щедрости ко всем, с кем свела Елену Долгину судьба.

Наш журнал с первых дней существования был согрет ее любовью, поддержкой.

Прощайте, Елена Михайловна! Низкий Вам поклон...

Пришла горькая весть о том, что сегодня ушел из жизни Семен Михайлович ЛОСЕВ, замечательный режиссер, руководитель Старооскольского театра для детей и молодежи имени Б.И. Равенских. Ученик Г.А. Товстоногова, Семен Лосев был проповедником идей русского психологического театра, воспитал талантливых учеников, репертуар выстраивал интересно, необычно, привлекая зрителей разных возрастов, которые неизменно заполняли зал и выходили из театра с глубокими мыслями и незабываемыми эмоциями.

В День театра, совсем недавно, Семен Михайлович обратился к зрителям с проникновенными словами, которые отныне будут восприниматься нами как завещание:

«Миссия театра – помочь облегчить жизнь. Здесь добро побеждает зло, восстанавливается справедливость. Здесь непоколебимая вера в то, что при всех испытаниях мы были, есть и будем самой лучшей страной мира, потому что у нас самые светлые идеалы. И всегда здесь, в этом зале, на этой сцене мы будем стараться по мере наших сил и способностей к этим идеалам приближаться. День театра. Все почему-то убеждены, что это наш праздник. Может, в широком смысле слова это так. Но в узком – это день нашей работы, усиленный ответственностью встречи с вами. Мы пытаемся создать праздник вам. И получить радость от встречи с вами. Книги живут тысячелетия. Живопись, музыка, кино проживут столько же. А театр, как бабочка-однодневка – распахнет свои крылышки, помашет ими и исчезнет в небытие. Но вот этот взмах, который вы видите и ахаете от красоты этих раскрытых крыльев, и есть наша единственная, неповторимая встреча… Сила живого воздействия бывает иногда выше всех других видов искусства. И отпечатывается в памяти на всю оставшуюся жизнь…»

Мы будем помнить эти слова. Будем помнить Семена Михайловича Лосева, оставившего нам бесценные записи репетиций Георгия Александровича Товстоногова, замечательные зарисовки артистов БДТ в словах и мастерских рисунках, его спектакли, его прекрасную старомодную интеллигентность общения...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования близким и коллегам Семена Михайловича.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Иннокентия Михайловича СМОКТУНОВСКОГО.

Артиста великого дарования, тонкого, чуткого, интеллигентного. Его необычная фактура казалась нехарактерной для советского искусства, где преобладали образы комсомольцев и передовиков производства, однако именно она позволила ему создавать совершенно новых характерных героев.

«...В российском телефонде хранится удивительная запись двух создателей спектакля [“Царь Федор Иоаннович”]. Она начинается словами Бориса Равенских: «Сегодня особый день в Малом театре, он запомнится на всю жизнь, потому что мы взялись за великую пьесу. Ее в 1898 году поставил Станиславский, в главной роли выступил Москвин, и открылся Художественный театр. И вот мы через семьдесят три года начинаем эту работу. Театр взволнован ее сложностью. Пьеса с большой философией, с великой поэзией, потрясающими мыслями и с крупными образами. И конечно, очень большое событие, что будет играть Смоктуновский. Это первая наша встреча. К нам в труппу пришел большой художник.

... Я искал возможность нового решения образа и возможность для себя поискать на нехоженых тропах. И вот появился Смоктуновский. Предстояло слить воедино Толстого, Свиридова, Юрлова, Смоктуновского, традиции Малого театра и свое собственное видение в одно целое. Безумно тяжелая задача! Но, к счастью, Иннокентий Михайлович стал моим соратником в этом мучительном процессе. Я счастлив, что мы с ним встретились, потому что мы оба искали на одной дороге, в одном направлении. Случались такие репетиции, когда мы оба впадали в отчаяние, но были дни, когда мы становились счастливыми... работу над «Царем Федором» я отношу к числу незабываемых встреч с теми художниками, рядом с которыми творчески растешь».

Полную версию воспоминаний режиссера Бориса Равенских и его дочери, актрисы Александры Ровенских о репетициях спектакля «Царь Федор Иоаннович» читайте совсем скоро в нашем мартовском номере.

Ушел из жизни Алексей Весёлкин — известие для большинства театралов, верных поклонников артиста РАМТа обрушилось, словно снег на голову.

Сорок два года служил Алексей Весёлкин этому театру, с одной из первых же своих ролей в спектакле «Ловушка №46, рост второй» в постановке А.В. Бородина, покорив зрителей разных поколений. Плотно занятый в репертуаре Центрального детского театра, Алексей Весёлкин успевал сниматься в кино, вести передачи на телевидении, на радио, кажется, полностью раскрывая мастерство актера в переживании и представлении. Он не просто использовал разные краски в раскрытии характеров персонажей, в ведении передач для детей и взрослых, он щедро смешивал их, импровизировал с поразительной легкостью, с завидной энергией.

Его роли на сцене и на экране трудно перечислить, еще труднее — назвать самые любимые, ведь у каждого из зрителей они свои... Но нельзя не вспомнить работы Алексея Весёлкина в «Горе от ума» и «Береге утопии», двух версиях «Инь и Ян» и «Алых парусах», «Выстреле» и «Ромео и Джульетте», «Участи Электры» и детских спектаклях, в которых актер играл с радостью.

Мы скорбим вместе с одним из самых любимых театров, с близкими и друзьями безвременно покинувшего нас Алексея Весёлкина.

Сегодня — 100-летие со дня рождения Юлии БОРИСОВОЙ, примы прославленной труппы Театра имени Евгения Вахтангова.

Обворожительная, темпераментная, она покоряла всех, и потому — соперничать с ней было невозможно — только восхищаться.

Валентина Фёдорова: "Героиня по характеру дарования, обладающая прекрасной внешностью, она играла самые разные роли. Ее никогда не сковывали ни рамки амплуа, ни жесткие требования к типажу, она не поддавалась никакой «классификации» и была органичной, создавая характеры женщин из самых разных социальных слоев, оставаясь убедительной и органичной в ролях реальных и придуманных цариц, благородных матерей, гетер, рабочих, колхозниц, миллионерш, манерных иностранок и простых русских женщин, комсомолок, деревенских простушек, известной певицы и продавщицы в магазинчике. Темперамент, напор, гротеск, и рядом — акварельная тонкость, многообразие нюансов, многозначность и подтекст".

Сегодня — 90-летие со дня рождения Сергея Юрьевича ЮРСКОГО, человека, чье имя еще при жизни можно было вписать в список выдающихся и даже великих артистов ХХ века.

Елена Алексеева:

«Поэт в России больше, чем поэт»… В приложении к Юрскому следует перефразировать: «Артист в России больше, чем артист». Вот уже шесть лет прошло после его ухода, а кажется, что еще вчера… Он столько лет был с нами, что привыкнуть к его отсутствию не получается. Конечно, кино и телевидение несколько сглаживают остроту переживаний. Слава богу, на экране Юрский жив — и в фильмах, и в телеспектаклях, и когда читает «Онегина», и в старых записях товстоноговских спектаклей. И все же его не хватает, потому что от него постоянно исходила творческая вибрация. Не только роли и книги… Важна была его реакция на то или иное событие, участие в жизни». Сергей Юрьевич Юрский был актером невероятного диапазона.

Каждый его образ становился событием в культурной жизни страны и навсегда оставался в памяти зрителей.

«Сразил наповал Чацкий. Ворвался и на сцену, и в размеренную ленинградскую театральную жизнь со всем пылом юности, задыхающейся от эмоций и до обморока потрясенный толпой монстров, его окруживших. Если декабристы разбудили Герцена, то Товстоногов с Юрским — театр 60-х, который мгновенно стал интеллектуальным центром города».

Полный текст статьи Елены Алексеевой о Сергее Юрьевиче Юрском вы совсем скоро сможете прочитать в нашем мартовском номере. 

Сегодня, 6 марта, отмечает юбилей Григорий КОЗЛОВ – один из самых известных и любимых многими режиссеров своего поколения, обладающий ярко выраженным собственным почерком, в основе которого, за какое произведение он не брался бы – нравственное начало.

Может быть, так распорядилась судьба. Может быть, специфика образования, полученного в знаменитом Кораблестроительном институте города на Неве, нацеленная на командную работу. Может быть, начатая в 1994 году преподавательская деятельность в Академии театрального искусства, с выпускниками которого он основал и возглавил Санкт-Петербургский государственный театр «Творческая Мастерская Григория Козлова», возникший на Малой сцене ТЮЗа, там, где когда-то был знаменитый «Пятый этаж» З. Я. Корогодского, с первых же спектаклей не просто вызвавший огромный интерес, но и ставший одним из привлекательных не только в родном городе.

К этому времени Григорий Козлов уже по праву считался едва ли не самым «плодовитым» из режиссеров. Поставленные им с Алексеем Девотченко моноспектакли «Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом» в Александринском театре и «Дневник провинциала в Петербурге» М.Е. Салтыкова-Щедрина на Малой сцене Театра «Балтийский дом» получили широкую известность, так же, как и спектакли по отечественной и зарубежной классике в театрах Красноярска, Омска, Новосибирска, в Санкт-Петербургских Театре на Литейном, ТЮЗе имени А.А.Брянцева (которым он руководил на протяжении пяти лет), Александринского, АБДТ имени Г.А.Товстоногова.

Лауреат многих фестивалей, премии Правительства Санкт-Петербурга за достижения в области культуры и искусства (за постановку дилогии о Гражданской войне – спектакли «Тихий Дон» и «Дни Турбиных»), премии Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», XXII Международной премии Станиславского в номинации «Театральная педагогика», Государственной премии РФ, «Золотой Маски», Григорий Михайлович Козлов пришел к двойному юбилею как один из ярчайших представителей своего поколения.

Его 70-летие и 25-летие «Мастерской» – это свидетельства неустанной, плодотворной, необходимой зрителям разных поколений работы.

Григорий Козлов сосредоточивает свое внимание чаще всего на классических произведениях, в чем тоже видятся пристальное внимание и интерес режиссера к неизменному ...

Поздравляем с юбилеем любимую Алину Станиславовну ПОКРОВСКУЮ!

Восхищаемся ее невероятным обаянием, человечностью и профессионализмом!

"Все, что она делает, — не слова, а поступки. А когда есть поступки, комментарии излишни. И еще она человек, который относится к себе очень строго. Проблемы, которые у каждого из нас случаются, оставляет за порогом театра. Она всегда весела, здорова, готова к работе, и это, несомненно, сказывается на результате. Покровская одна из немногих актрис, у которых, кажется, нет определенного амплуа. Диапазон ее работ поистине грандиозный — она может играть Марию Стюарт и деревенскую тетку. И в каждой роли ей верят абсолютно. ... Она не может лгать — ни в жизни, ни на сцене. Благодаря этому Алина Станиславовна в каждой своей работе предстает достоверной, яркой, трепетной", - Андрей Бадулин.

Полное интервью режиссера о невероятной Алине Покровской уже сейчас читайте в нашем февральском номере!

Приблизилась значимая дата для отечественного искусства, культуры: 160-летний юбилей со дня рождения создателя уникального театрального музея — Алексея Александровича Бахрушина.

Сын этого замечательного человека, Юрий Алексеевич Бахрушин, оставил живые, теплые, написанные с юмором, иронией и светлым, порой грустным чувством воспоминания не только об истории своей семьи, о выдающихся представителях мировой, русской и советской культуры, с которыми ему довелось встречаться еще в детстве, а затем общаться и работать на протяжении жизни.

В центре воспоминаний — история создания Музея. Юрий Бахрушин приводит в книге множество моментов забавных, трогательных, очень важных, а порой и «проходных» о начале коллекции, заложившей фундамент ГЦТМ, известного сегодня всему миру. Начиналось всё почти с шутки, не привести которую здесь невозможно.

«Отец с малолетства увлекался театром, но мысль о создании театрального музея явилась у него не сразу. Толчок к этому дало глупое пари. Среди молодых людей, посещавших дом деда, были два представителя золотой московской молодежи братья Куприяновы. Один из них, отдавая дань возникшей тогда среди купечества моде на коллекционирование, стал собирать вещи по театру. Покупал фотокарточки актеров, подбирал красивые афишки и нарядные программки. Высшим его удовольствием было бахвалиться своей коллекцией перед приятелями. Отец обычно молча и неодобрительно выслушивал его хвастовство, которое он с детства был приучен рассматривать как порок. Однажды, будучи у Куприянова, отец не выдержал: «Чего ты хвастаешь, — заметил он хозяину, — ну что ты особенного собрал, какие-то карточки и афиши, — да я в месяц больше тебя насоберу…» Окружающие поддержали спор, и было заключено пари. Отец его выиграл — и неожиданно для себя понял свое призвание.

Датой открытия музея А.А. Бахрушин считал 29 октября 1894 года, когда он впервые показал свою коллекцию приглашенным артистам, литераторам, художникам и гостям. Позже он получил название Литературно-театрального (1913) и в том же году был передан А.А. Бахрушиным из частного владения в ведение Российской академии наук. Этот акт дарения Бахрушин объяснял просто: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я не счел себя вправе, я за...

11 февраля — число, особенно памятное и дорогое для каждого, кто причастен к истории отечественного театра, будь то актерская братия или многочисленные поклонники театрального искусства. В нынешнем году 150-летие одной из величайших легенд, Василия Ивановича КАЧАЛОВА.

Выдающийся мастер, о котором еще в дореволюционной России Константин Сергеевич Станиславский говорил, что уступает Качалову в ролях чеховских персонажей, ушел из жизни в 1948 году, и сегодня мало найдется тех, кто видел его на сцене МХАТа. Но в многочисленных хроникальных сюжетах запечатлен его облик, остались радиозаписи неповторимого голоса, множество воспоминаний о человеке и артисте, мастере художественного слова, которые читаются и перечитываются.

Василия Ивановича Качалова по праву называют легендой. Многочисленная научная и мемуарная литература выразительно запечатлела, может быть, самое главное в его личности и творчестве: неустанность напряженного труда над каждой ролью, поиск соотнесения той или иной личности с временем создания конкретного спектакля, будь то пьеса или инсценировка русской или зарубежной классики. Точность воссоздания не просто человека, а характера, попавшего в определенную среду. Личности — непременно крупной, мыслящей, обладающей эмоциональным богатством и тонкими, все вокруг улавливающими чувствами.

Для молодых актеров это могло бы стать настоящей школой, возможно, началом пути к подлинной, а не сиюминутной славе.

Он так давно знаменит и популярен, что, кажется, будто он был всегда, как и его фантастическое здание на бывшей площади Коммуны, нынче Суворовской. Оно по сию пору внушает воистину священный трепет, похожее снаружи и изнутри на величественный древний храм. Недаром над убранством его фойе и залов работали выдающиеся художники советской эпохи. Это уникальное многоэтажное сооружение на огромном стилобате, в плане представляющее пятиконечную звезду, покоящуюся на множестве роскошных коринфских колонн, созданное выдающимися архитекторами Каро Алабяном и Василием Симбирцевым, на десять лет моложе самого Театра Красной, с 1953 года Советской, а с 1993-го Российской Армии.

К работе над спектаклями всегда привлекались и привлекаются самые авторитетные художники, литераторы и музыканты. Ориентация на крупный формат сохранялась в театре десятки лет. На сцену одновременно могли выйти до тысячи человек, выезжали крупногабаритные машины или танки, строились многоэтажные декорации. Это отражало «ампирные» тенденции эпохи, хотя, качество пьес и зрелищ было разным.

Даже в трагические годы, с 1941-го по 1945-й, когда военная тема абсолютно преобладала, театр ставит комедии: «Ночь ошибок» О. Гольдсмита и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «На всякого мудреца довольно простоты» и «Женитьбу Бальзаминова» А.Н. Островского, «Копилку» Э. Лабиша и А. Делакура, свою роль в которой позже тепло вспоминал Андрей Алексеевич Попов.

В те же годы его отец А.Д. Попов поставил другой культовый спектакль — «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. Все в этой комедии грело душу: блестяще стилизованные стихи, многообразная палитра музыки Тихона Хренникова, лукавство игровой интонации, упрямое желание противопоставить юмор тяготам текущей жизни.

Театр создавался, по существу, чтобы быть выездным в воинские части и гарнизоны, занимаясь одновременно профессиональной подготовкой руководителей других армейских коллективов, которые рождались при гарнизонах и Домах Красной армии. Это были ансамбли песен и плясок, передвижные театральные труппы, но к 1937 году собственные театры были уже открыты при Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, Северном, Дальневосточном флотах, Драматический театр Восточного военного округа в...

Не стало артиста Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова в Ярославле Олега Валентиновича НОВИКОВА.

В 1985 году Новиков окончил Ярославское театральное училище (курс народного артиста РФ Г.Б. Дроздова). С 1985 по 1997 год — артист Николаевского художественного русского драматического театра им. В.П. Чкалова.

В 2001 году Олег Валентинович вернулся в Ярославль и был принят в труппу Первого русского. На Волковской сцене сыграл около пятидесяти ролей, в том числе Якова в «Спиритах» Л.Н. Толстого, Власа в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Фенисо в «Дурочке» Лопе де Веги, Ганнибала в «Странной миссис Сэвидж» Дж. Патрика, Миронова в спектакле «С любимыми не расставайтесь» А. Володина и многих других.

Последней большой работой Олега Новикова стала роль отца Любы в пронзительном спектакле «Калина красная» Василия Шукшина.

С начала двухтысячных Новиков активно снимался в кино.

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования близким людям и коллегам Олега Валентиновича.

Сегодня 80 лет исполняется народному артисту РФ Максиму Исааковичу Дунаевскому!

Мы от всей души поздравляем любимого композитора и публикуем часть поздравительного очерка режиссера Марка Розовского, полную версию которого вы совсем скоро сможете прочитать в нашем январском номере.

«...Максиму повезло — в Московской консерватории он учился по классу композиции у блестящих педагогов — Кабалевского, Шнитке, Хренникова… Уже одно это о чем-то говорит!.. Конечно, генетика сделала свое дело, но студент М.Пашков (фамилия мамы) доказал уже в те годы свою незаурядность. Во-первых, надо было освоить в совершенстве рояль. Профессиональная беглость пальцев по клавиатуре столь свободна и заразительна, что ему могут позавидовать любые виртуозы фортепьянного исполнительства. Во-вторых, общая музыкальная культура благодаря педагогам и его собственному увлечению разнообразием сложнейших музыкальных форм подвигли юного Максима на сочинительство самого высокого уровня. Именно поэтому, наверное, на свой вопрос педагогу Шнитке: - Как сочинить хорошую музыку? Педагог улыбнулся ученику и ответил: - Как хочешь!!! Только став Мастером, студент М. Пашков принял фамилию отца и стал зваться — композитор Максим Дунаевский. Тут-то мы и познакомились. Он, будучи еще консерваторцем, то есть 60 с лишним лет назад (!), пришел в эстрадную Студию МГУ «Наш дом» на должность музыкального руководителя, сел за рояль и стал сразу чисто по-моцартиански сочинять, играть, петь, аккомпанировать, аранжировать, в общем, делать свое дело, которым, впрочем, он с блеском занимается по сей день».

Сегодня юбилей у народного артиста РФ Валерия Александровича Баринова!

Он просто должен был родиться Артистом с большой буквы. Его невероятный темперамент, азарт в работе, а главное — талант не просто примерить «на себя», а глубоко проникнуть в «нутро» каждого своего героя, будь он высоким или низким в своих устремлениях и поступках.

Скольких же человеческих характеров, судеб прожил этот замечательный, покоряющий артист на сценах театров, где играл в разные годы, на экранах кинотеатров и домашних телевизоров, к которым мы приникали, зная твердо одно: если Валерий Баринов занят даже в нескольких эпизодах довольно слабого по сюжету фильма или сериала, мы непременно увидим и оценим глубину характера этого персонажа. Такой магнетической, притягательной силой обладает эта уникальная личность!

Перечислять роли Валерия Александровича Баринова, начиная с дебютных в Ленинградском театре имени А.С. Пушкина (ныне — Александринского), завершая сегодняшними на сцене Московского ТЮЗа, просто невозможно. Особенно, если вспоминать работы на подмостках московских Центрального академического Театра Советской Армии, Театра имени А.С.Пушкина, Малого театра — ведь буквально каждая из них одаривала как искушенных, так и неискушенных зрителей ощущением проникновения в самую глубину характера того или иного персонажа. Каждый из них заставлял всерьез «думать, чувствовать, страдать» еще долго после окончания спектакля.

И невозможно не сказать о выдающемся таланте Валерия Баринова — мастера художественного слова. Именно так, почти забытым ныне определением, необходимо назвать этого артиста, обладающего выразительным голосом и умеющего органично соединить мысль и чувство поэта с собственными, рождая на наших глазах чудо прикосновения к нерушимой связи времен…

Дорогой Валерий Александрович! Мы от всей души поздравляем Вас с юбилеем, хотя в серьезную дату поверить невозможно — столько в Вас энергии, азарта, готовности к новым и новым достижениям, молодости души. Будьте здоровы и счастливы на радость Вашим многочисленным поклонникам, которым так дороги Ваш талант и прекрасные человеческие качества!

Мы любим Вас!

Сегодня, 11 января, исполнилось бы 80 лет народному артисту РСФСР Георгию ТАРАТОРКИНУ...


Вспоминает главный редактор журнала Наталья Старосельская:

«...Георгий Тараторкин. Само звучание его имени заставляет вернуться в 60-е годы прошлого столетия, когда не только для моих ровесников, но и для искушенных театралов он стал кумиром. Можно ли без этого «прошлого» оценить в полной мере все, что происходило позже? Каждое воспоминание о Подхалюзине в спектакле Льва Додина «Свои люди — сочтемся», о Виталике Ромадине в спектакле Зиновия Корогодского «Тебе посвящается», это не только личная судьба артиста, но и взросление его зрителей. Вместе с ним, словно раскрывающийся бутон цветка, раскрывалось и восприятие тех, кто внимал его героям.


Даже по простому перечислению ролей, которые выпали на долю Георгия Тараторкина в ТЮЗе Корогодского, можно судить о стремительном духовном росте, об интенсивном процессе накопления, что происходил в молодом совсем человеке. Гамлет, Борис Годунов, Подхалюзин, Петр Петрович Шмидт… ...Зрительный зал не просто влюблялся в Петра Петровича Ш...

10 января ушла из жизни Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ, яркая, любимая многими актриса театра и кинематографа. Она была замечена и отмечена уже в первых работах, сыгранных после окончания ГИТИСа, мастерской Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова, на сцене «Современника» и студии «Современник 2», после чего талант актрисы раскрывался каждый раз глубже, объемнее в спектаклях МХТ им. А.П. Чехова. Этот театр оставался ее домом на протяжении десятилетий, за которые актриса сыграла множество главных и второстепенных ролей, мастерски интерпретируя даже небольшую роль как главную.

Среди самых запомнившихся можно назвать Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Нину Заречную в «Чайке», Софью, а затем Лизу в «Горе от ума», Констанцию Вебер в «Амадее», Улиту в «Лесе»; Феклу Ивановну в «Женитьбе» и еще многие другие.

Кинозрители, как и ценители сериалов полюбили Евгению Добровольскую по таким работам, как Ирина Артеньева («Моозунд), Алла («На тебя уповаю»), Люба («Механическая сюита»), Марго Вауа («Королева Марго»), Анна Владимировна («Небесный суд»), Евгения Райская («Самара») и другим.

Но, наверное, у значительного числа поклонников Евгении Добровольской останется в памяти фильм «Артистка», в котором она с редкостным мастерством, проникновенностью и глубиной воплотила образ, прямо противоположный по сложившимся обстоятельствам своей судьбе – невостребованной актрисы, одинокой женщины, обреченной нести свой крест призвания и уже потерявшей веру в то, что чудо когда-нибудь сбудется. И невозможно забыть финал этого фильма: мы видим обольстительную, кокетливую, счастливую женщину в самый пик разочарования жизнью получившей вымечтанную роль королевы Гертруды в «Гамлете». Загримированная, одетая, готовая к долгожданному творческому испытанию, она сидит перед зеркалом в ожидании начала спектакля, до которого остаются считанные минуты…

Такой и останется в памяти многих Евгения Добровольская – прекрасная артистка, одна из ярчайших представительниц своего поколения.

4 декабря, можно смело сказать, весь театральный мир отмечает 85-летний юбилей Алексея Вадимовича Бартошевича, выдающегося ученого, известного театроведа, блистательного педагога, лектора, сумевшего не просто открыть для широкого читательского круга даже тех, кто не причастен к театру, мир Шекспира, а отворить дверь в сложный, противоречивый космос создателя хроник, трагедий, комедий.

Человек энциклопедических знаний, тонко чувствующий все оттенки этики и эстетики театрального искусства, Алексей Вадимович Бартошевич помог многим актерам, режиссерам, искусствоведам проникнуть в тайны творчества человека, о котором до сей поры ведется спор: был ли он на самом деле или кто-то скрывался под этим, покорившим весь мир именем? Вероятно, по той простой причине, что был и остается погружен не в вымыслы, разгадки которым все равно не найти, а в волшебную силу творчества, способного заставить любого читателя или зрителя думать, испытывать яркие чувства, сопереживать, негодовать, проливать слезы от сострадания или - от смеха над шекспировскими персонажами. Хотя хроники и трагедии Шекспира вызывают в нас значительно больше ощущения сходства эпох и характеров, чем комедии. А так ли это?..

Почти десятилетие назад Алексей Вадимович в одном из интервью дал, как представляется, исчерпывающее определение комедиям великого англичанина, которое может быть особенно полезным сегодняшнему театру: «Замечательных постановок трагедий можно насчитать гораздо больше, чем cтоль же замечательных постановок комедий. Какая-то стена стоит между нами и шекспировскими комедиями, какая-то непреодолимая дистанция между нашим миром и фантастическим, лучезарным миром комедий Шекспира, между современными людьми и этими диковинными существами, которые смотрят на нас по ту сторону разделяющей нас дистанции. Нам трудно бывает ощутить в шекспировских героях с их радостью, открытостью миру, людей, похожих на нас самих... Мы любуемся их радужными одеждами, но нам и в голову не приходит допустить, что это и есть мы сами».

Дорогой Алексей Вадимович! Спасибо Вам за то, что учите нас заглядывать глубже и пристальнее, обдумывать не наспех, чувствовать точнее! Будьте здоровы! От всей души желаем Вам удачи во всем, спектаклей, которые з...

Сегодня мы поздравляем с юбилеем Юрия Николаевича Погребничко!

Режиссер, создатель Московского театра «Около», он вложил в это слово поистине философский смысл, позволяющий воспринимать его достаточно широко и разнообразно.

О своем уникальном театре, который, по мнению многих, схож к некоей духовной общностью, он говорил в одном из давних интервью: «Наш театр – это же не какое-то сверхъявление, мы же не прилетели откуда-то. Мы из этих же галактик, из этих миров. Я думаю, каждый человек может это воспринимать. Но будет ли он это воспринимать, это другой вопрос. Собственно, искусство должно выбить человека из его роли, хотя бы на время. Тем самым оно его на это время делает человеком. То есть таким субъектом, существом, которое смотрит шире, чем ему внушили».

Эстетика Юрия Погребничко кого-то завораживает, кого-то настораживает, но никого не оставляет равнодушным. Когда-то в Театре на Таганке Погребничко ассистировал Юрию Любимову в постановке «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому, «Трех сестер» А.П. Чехова, играл в спектаклях «Послушайте!» и «Перекресток». И что-то из эстетических воззрений Любимова почти неуловимо ощущается в почерке Погребничко, хотя спектакли Юрия Николаевича по праву принадлежат вот уже много десятилетий к разряду самых оригинальных в современном театре.

Придумывая своим спектаклям необычные названия – «Я играю на танцах и похоронах» («Старший сын»), «Отчего застрелился Константин» («Чайка»), «Нужна трагическая актриса» («Лес»), «Странники и гусары» – режиссер соединяет в них нередко несоединимое, создавая таким образом некую реальность «трагического балагана», в котором, по сути, мы все обретаемся. Ненавязчиво, без какой-либо доли морализаторства, Юрий Погребничко «выбивает человека из его роли», добровольно принятой на себя или навязанной. И этим создает высокое, уникальное искусство, которое так дорого и ценимо многочисленными поклонниками юбиляра и его театра.

Дорогой Юрий Николаевич! Будьте здоровы, благополучны, мы всегда с нетерпением ждем Ваших новых работ, чувствуя себя не только ОКОЛО, но и в ВНУТРИ созданного Вами волшебного мира театра.

«С прискорбием сообщаем, что сегодня ночью скоропостижно скончался главный художник театра «Эрмитаж» Евгений Максович Добровинский, — написано на официальном сайте театра. — Каллиграф, дизайнер, педагог, коллега и друг».

После окончания Московского полиграфического института Евгений Максович жил и работал в Израиле. Преподавал каллиграфию в Высшей академической школе графического 1980-х годов работал в театре «Эрмитаж», создавая афиши к постановкам.

Евгений Добровинский — один из самых ярких и авторитетных мастеров российского графического дизайна. Cреди главных наград: Гран-при на Международной биеннале графического дизайна в Брно (1974); Серебряная медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1976); Серебряная медаль на Международной биеннале плаката в Варшаве (1978); Золотая медаль на Международной биеннале театрального плаката (Димитровоград, 1985); Гран-при на Международной музейной биеннале (Красноярск, 2001); Финалист (дважды) премии инновационного дизайна DIA (Москва, 2003). Выступал с лекциями и мастер-классами в Дзинтари (1979), Фрейбурге (1989), Стокгольме (1996), Харькове (2002). Персональные выставки в России (1978, 1987, 2001), Австрии (1988), Германии (1989,1990), Швеции (1990). Автор ряда художественных акций и перформансов.

Последнее время Евгений Максович работал над афишей к новому спектаклю Михаила Левитина «Веселая женщина»...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования коллегам и близким людям артиста. Нам особенно горько сейчас — художник нашего журнала, Людмила Сорокина — ученица Евгения Максовича. Разделяем боль от ухода такого выдающегося человека со всеми, кому он был по-настоящему дорог...


Фото с официального сайта Театра «Эрмитаж»