Сегодня Римасу Владимировичу Туминасу могло бы исполниться всего лишь 73 года...
Театральный мир до сих пор с нескрываемой болью не может смириться с потерей человека такого невероятного масштаба...
Этери Кекелидзе:
"Когда мы оплакиваем уход в мир иной Мастера, то оплакиваем и себя — скорбим о невозможности встретиться с ним в зрительном зале, увидеть его новые работы, узнать, что его волнует… Но остается наша память, а память об ушедших, в том числе и с театральной сцены, бессмертна — пока мы помним о пережитом в зрительном зале счастье встреч с его искусством.…
Спасибо подруге-коллеге — прислала мне ссылку на любимую песню Римаса Туминаса: «Послушай!»
Конечно, я послушала, и теперь у меня в ушах все время звучит эта песня Булата Окуджавы, которую пела Елена Камбурова, и которую на юбилей Римаса спели его коллеги, актеры Вахтанговского театра — спели трепетно и нежно, бережно и пронзительно, передавая друг другу поэтические строки осторожно, словно новорожденного ребенка:
После дождичка небеса просторнее,
Голубей вода, зеленее медь.
В городском саду флейты да валторны,
Капельмейстеру хочется взлететь…
О чем думал Римас Туминас, элегантный красавец, ироничный и вежливый, с ослепительной летящей улыбкой, всегда готовый к любому разговору, уверенный и вечно сомневающийся, прославленный мастер театра во всех городах и весях, знающий цену себе и тому, что он сделал — о чем он думал, слушая эту протяжную, минорную, красивую и грустную песню? Все знали о его страшной болезни, он и не скрывал ее, приговаривая, что не надо ни с ней, ни с обстоятельствами бороться — нужно просто не сдаваться. И десять лет не сдавался, создавая один за другим театральные шедевры… О чем он думал, слушая эту песню? Почему именно она так легла ему на душу, что весь театр знал: она его любимая? И актеры из любви к своему Мастеру исполнили ее как маленький спектакль, и теперь она живет на просторах Интернета.
Как живет в виртуальном пространстве и сам Римас Туминас — многочисленными интервью с ним Интернет заполнен — федеральные и нефедеральные российские каналы и иностранные телепрограммы дают любому человеку возможность увидеть и послушать самого Римаса Туминаса, не в чьем-то пересказе, а живого, увидеть как со временем меняется его лицо, как внимателен он к любому собеседнику…
В том же виртуальном пространстве (конечно, впечатления с присутствием в зале не сравнить, но все-таки) сегодня можно увидеть практически все его спектакли, а некоторые еще идут и в его Вильнюсском Малом театре, и, конечно, на сцене Вахтанговского — театра, которому Римас вернул былую славу и превратил в один из главных театров страны… И как последний поклон — изданная вахтанговцами книга «Война и мир Римаса Туминаса. Рождение спектакля», с документальной точностью зафиксировавшей весь процесс создания шедевра".
Полный текст статьи Этери Кекелидзе читайте в Рубрике "Вспоминая"