Сегодня отмечает внушительный юбилей Олег Валерианович Басилашвили!
"...Труппа, собранная и взлелеянная «добровольной диктатурой» Г.А. Товстоногова, была ансамблем исключительных талантов. Главному режиссеру требовался не стандартный набор амплуа, не комики и субретки, не социальные герои или неврастеники, а артисты, способные «звучать», словно оркестр первостатейных солистов. Полифония создавалась незаурядными личностями.
В этом многоголосии Олег Басилашвили был незаменим. Мастер сказал ему в начале их совместного пути, удержав от поспешного ухода: «Олег, вы мне нужны». И не обманул. Весь товстоноговский период — тридцать три года! — для артиста находились роли, в которых его индивидуальность преображалась самым неожиданным образом.
Не секрет, что театралы ласково называют его Басик. А коллеги — дружески и почтительно — Бас.
Он стал Басом, как и положено обладателю глубокого и мощного дарования, занял лидирующие позиции, не избегая, условно говоря, ни теноровых, ни баритональных партий. В этом оркестре диапазон «первых скрипок» ничем не ограничивался. При том, что тембр и интонации собственного голоса Басилашвили узнавались мгновенно. С годами оттенки менялись, мягкая бархатистость порой перебивалась вкраплениями металла. Избранным персонажам артист дарил властные ноты.
Мужской состав труппы был мощным, ни один артист не заслонял и не повторял другого, чем, кстати, и достигалась объемность звучания спектаклей. Большой драматический, созданный Товстоноговым, отличался от других тем, что жизнь артиста состояла не из ролей, а из спектаклей. Выстраивая линию жизни БДТ, режиссер создавал биографию Олега Басилашвили.
... В поле внимания кинозрителей артист попал не сразу, хотя питерский люд мгновенно узнавал его и запоминал даже в небольших ролях, как, скажем, в «Гранатовом браслете» или в «Старшей сестре». Интеллигентность и мхатовская школа, востребованные сценой, нуждались в понимающем взгляде. И все же кинематограф сумел взять реванш. С легкой руки Никиты Михалкова, нашедшего для Басилашвили роль в «Рабе любви», а потом и эпизод в фильме про Обломова. Что еще раз подтверждает истину: решает не объем роли, а ее смысл. И, конечно, большому артисту важно иметь дело с режиссером его масштаба. Тогда и появляются такие мощные образы, как полковник Костенко в «Противостоянии» или Воланд в «Мастере и Маргарите». По словам режиссера Семена Лосева, и на сцене, и на экране, видеть и слышать его — огромное счастье: «Какая глубина проживания! При всех его бесконечных сомнениях в себе. Как у него со временем понизился голос. Когда он сыграл Воланда, то, закрыв глаза, можно услышать бархат Товстоногова. Может, он его и играл?» Эльдар Рязанов надеялся снять артиста еще в «Иронии судьбы», предназначив для него роль Ипполита. В тот момент в жизни артиста была напряженная ситуация. Роль перешла к Юрию Яковлеву, но фотография Басилашвили в кадре застряла. Как «застрял» он сам в планах прозорливого режиссера. С той поры он сыграл, если не ошибаюсь, в шести рязановских фильмах. Роли второго плана неизменно вырывались на первый, а центральная роль — в «Вокзале для двоих» соревновалась по актерской самоотдаче с его же горе-марафонцем Бузыкиным. «Осенний марафон» тоже состоялся благодаря «партнерам» — сценаристу Александру Володину (его альтер эго и сыграл Басилашвили) и режиссеру Георгию Данелия. Это был его уровень мыслей и чувств, они говорили на одном языке..."
Полностью прочитать статью Елены Алексеевой к юбилею Олега Басилашвили вы можете прямо сейчас в нашем свежем номере.
P.S. Редакция журнала "Страстной бульвар, 10" от всей души поздравляет любимого артиста и желает ему неутомимой творческой энергии еще долгие годы!